Глава 13. В которой мы с Андрюшей
изучаем задачи Бхаскары
Значение индийской науки для Запада невозможно переоценить. Большинство великих открытий и изобретений, которыми гордится Европа, были бы невозможны без созданной в Индии математической системы. Если говорить о влиянии, которое оказал на мировую историю неизвестный математик, изобретший новую систему, и о его аналитическом даре, его можно считать самым значительным после Будды человеком, которого когда-либо знала Индия. Средневековые индийские математики, такие как Брахмагупта (VII в.), Махавира (IX в.), Бхаскара (XII в.), в свою очередь, сделали открытия, которые стали известны в Европе только в эпоху Ренессанса и позднее. Они оперировали положительными и отрицательными величинами, изобрели изящные способы извлечения квадратного и кубического корней, они умели решать квадратные уравнения и некоторые типы неопределенных уравнений. Арь-ябхата вычислил приблизительное значение числа π , которым пользуются и сегодня и которое является выражением дроби 62832/20000 , то есть 3,1416. Это значение, гораздо более точное, чем вычисленное греками, доведено индийскими математиками до девятого десятичного знака. Они сделали ряд открытий в тригонометрии, сферической геометрии и исчислении бесконечно малых, в основном связанных с астрономией. Брахмагупта дошел в изучении неопределенных уравнений дальше того, что Европа узнала к XVIII в. В средневековой Индий прекрасно понимали математическую взаимосвязанность ноля (шунья) и бесконечности. Бхаскара, опровергая своих предшественников, утверждавших, что x / 0 = x, доказал, что результат — бесконечность.
- Давай, Андрюшенька, поговорим о великом индийском математике, имя которого Бхаскара Ачарья. Родился он в 1114 году, умер в возрасте 71 года. Вот его единственный дошедший до нас портрет:
Его основной труд «Венец учения», или в ином переводе, - «Венец систем», - состоял из четырех частей:
1) «Лилавати» - посвящена арифметике;
2) «Биждаганита» - алгебре;
3) «Голадхайя» - геометрии на сфере;
4) «Гранхаганита» - теории планетарных движений.
Эта первая часть в 1816 году была напечатана в Калькутте и с тех пор неоднократно переиздавалась в качестве учебника математики для религиозных школ.
Интересно также отметить, что Бхаскаре принадлежит один из самых ранних проектов вечного двигателя.
- Деда, а такие двигатели есть? Ну, которые вечно двигаются.
- Нет, увы… Ни один из проектов, - а их навыдумывали наверное тысячи, - не оказался вечным. Вечно на земле только ветер дует, волны бушуют, реки текут, Земля вращается и Солнце печет.
- И сколько времени они бушуют и пекут?
- Несколько миллионов лет – это точно! Но ближе к делу. На чем я остановился? Ах, да! Наш герой-индус был еще и мыслителем. Вот один из его афоризмов: «Я глубоко почитаю математику, потому что знакомые с нею видят в ней средство к пониманию всего существующего».
- Деда! Вот ты все вокруг, да около. А что он в математике хорошего сделал, кроме того что икс на ноль равно бесконечности?
- Во-первых, составил много задач, которые выражал в стихотворной форме.
- Зачем в стихотворной?
- Чтобы легче было запоминать условие. Если вызубрить, то задачи будешь помнить на всю жизнь.
- Какую задачу его ты вызубрил?
- Вообще-то ни одной, но вот только что нашел условие задачи про обезьянок.
- Ой, прочти мне про обезьянок!
- Слушай:
Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвились,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте,
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе
- Ты знаешь, как ее решать?
- Погоди, Андрюшенька. Я и понять никак задачу не могу. Задачу главное понять, иначе никогда не решишь.
- Давай тогда потом решим, когда делать будет нечего.
- Как скажешь. Не забудь только про нее мне напомнить. Теперь о конкретных примерах из области арифметики. Вот какие связи Бхаскара умел находить:
- Ух, ты! Ничего себе! Как это он научился так здорово упрощать?
- Давай, внучек, подумаем. Я сам как-то не вижу пути к решениям… Наверное, вот что: возведи-ка в квадрат правую часть последнего тождества в Maple. Только вычисления делай под функцией factor , чтобы система раскрывала скобки.
- Одну минуточку, дедуля. Вот так?
factor((sqrt(2)+sqrt(3))^2);
- Да, все верно. Можешь кликать.
- Во! Получилось не совсем то:
- Андрюшенька! Но это же то же самое, что и . Перемножь три числа и убедись.
- И правда! Ах вот как изобретал свои примерчики этот хитрый Бха…. Как ты его называл?
- Бхаскара. Ты, внучек, прав! Давай и первый разберем с таких же позиций. Найдем произведение знаменателя дроби с ответом:
- Сейчас быстренько перемножу:
factor((5+sqrt(3))*(3*sqrt(2)+sqrt(3)));
Вот что отпринтовалось:
Ой, смотри, деда! Первое слагаемое - это корень из 450, второе – корень из 75, ну и так далее. То есть определили один к одному числитель дроби! Да я таких примеров могу хоть сто двадцать тысяч придумать! Ну и хитер, этот Бха… Никак не запомню сложную фамилию.
- А вот, Андрюшенька , - интересная ссылка: http://reslib.com/book/Algebra_i_teoriya_chisel__Sbornik_zadach_dlya_matematicheskih_shkol/71
Тут есть есть пункт 5.23 :
Задача Бхаскары. Упростите выражение:
Ответы, наверное, в конце книги, но попытаемся упростить. Ведь задача для школьников, хотя и особых школьников - будущих математиков! Попробуем такое сами решить?
- Давай, попробуем!
- Задача похожа на тот пример, где мы возводили в квадрат правую часть. Тут, по всей вероятности, тоже сумма квадратных корней. Но сколько их, этих корней? Предположим, что их три:
В Maple легко найдем квадрат правой части:
expand((sqrt(A)+sqrt(B)+sqrt(C))^2);
Поскольку у нас три неизвестных параметра, то составим систему трех уравнений:
Решаем эту систему:
solve({A+B+C=10,4*A*B=24,4*A*C=40},[A,B,C]);
Принимаем .
Проверим, дают ли эти числа четвертое подкоренное выражение 60:
- Ура! Андрюша, мы нашли решение! Значит, записываем так:
Смотрим ответ… Все верно! Ох, и молотки мы с тобой!
В общем случае, тождество Бхаскары выглядит красиво:
Теперь можно составить хоть два миллиона подобных числовых примеров!
- Деда! У меня идея! Ты иди погуляй, а я тебе задам такую формулу, которую ты ни за что не упростишь. Хорошо?
- Согласен! Мне как раз нужно починить колесо у тачки. Кажется, камера продырявилась…
- Как дела, математик-вундеркинд?
- Вот, почти готово. Но ты не смотри, а то увидишь ответ, а я этого не хочу.
- Да я и не смотрю. Подожду уж…
- Гляди, дедуля! Такого ты еще не встречал:
- Нуу-у! Такое даже сам Бхаскара не упростил бы за семьдесят лет. Я же и подавно не буду пытаться. Говори уж, как получил.
- Правую часть принял такую:
А дальше сам хорошо знаешь как, да что.
- Неплохо, внучек! Очень интересное исследование провел.
- Деда, помнишь задачку про обезьян? Давай ее тоже решать.
- Для начала ее поймем хотя бы. Ее лучше еще раз прочитать:
Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвились,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте,
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе
- Деда, я буду рассуждать. Тут две группы обезьян. В сумме
они дают икс. Теперь рассмотрим каждую из двух групп. В первой количество
равно , во второй 12.
Следовательно:
Кажется, правильно. Осталось только решить это квадратное уравнение. Будут тогда два корня. Итак, решаю:
solve((x/8)^2+12=x,x);
Ой, деда! Обезьян может быть 48, а может и 16. Какое принять?
- Раз результаты положительные и целые, то оба ответы верные. В роще могло быть 16 , а могло и все 48. Ведь никаких ограничений в задаче не указано. Вот если бы, например, была к задаче приписка: мол, обезьян было не больше 20, то верным оказался бы только первый ответ.
- Ясно! И тут наш Бхаскара умудрился схитрить! Принимай, сколько хочешь…
16 апреля 2011 г.